Самоуправление в классе и в школе

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения –актив школы. В актив избираются наиболее активные учащиеся 8-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в актив. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
  • Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
  • Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
  • Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
  • Предоставили педагогическую поддержку и помощь
  • Какие области можно отдать ребятам:
  • Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД
  • Деятельность школьной прессы
  • Спорт и спортивные мероприятия
  • Тимуровская работа
  • Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
  • Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления МОУ «Турмышская СОШ»

Актив школы

  • Выполняет решения ученической конференции;
  • Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей ;
  • Участвует в работе педагогического совета, совещаниях при директоре;
  • Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся;
  • Утверждает план проведения школьных мероприятий;
  • Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками;
  • Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в школе;
  • Вносит предложения в администрацию школы об изменениях в Уставе школы;
  • Работает с учащимися группы “риска”, “трудными” учащимися;
  • Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы;

Спортивный сектор:

  • Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами;
  • Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья;
  • Определяет лучших спортсменов и награждает их;
  • Участвует в ежемесячных заседаниях актива школы

Культмассовый сектор:

  • Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях;
  • Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров;
  • Организует и проводит общешкольные дискотеки;
  • Участвует в ежемесячных заседаниях актива школы

Редколлегия:

  • Подбирает материалы для общешкольной газеты “Школяры”;
  • Выпускает газету “Школяры”;
  • Организует художественное оформление школьных мероприятий;
  • Работает с корреспондентами классов;
  • Оценивает конкурсы на лучшую газету;
  • Участвует в ежемесячных заседаниях актива школы

Учебный сектор:

  • Организует консультативные группы для помощи отстающим;
  • Проверяет дневники и учебники;
  • Проверяет посещаемость и успеваемость;
  • Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель;
  • Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам;
  • Участвует в организации встреч с интересными людьми;
  • Участвует в ежемесячных заседаниях актива школы

 

Работа системы ученического самоуправления.

 

В школе ученическое  самоуправление является важным элементом образовательной среды. Развитие системы ученического самоуправления имеет несколько основных целей:

Ø создание благоприятного психологического микроклимата, что позволяет учитывать мнение учащихся при планировании работы школы, даёт возможность решать проблемные ситуации, развивать самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы;

Ø ученическое самоуправление учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, т.е способствует успешной социализации школьников;

Ø ученическое самоуправление даёт возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников; учителя получают возможность решать многие вопросы жизни класса и школы более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.

 

Ученическое самоуправление в нашей школе организованно следующим образом: разработано и утверждено положение о самоуправлении. Создана модель ученического самоуправления. Ежегодно в школе проводятся выборы председателя и актива школы. В  каждом  классе проводятся выборы актива. Представители классов входят в состав  ученического совета школы, в котором существует чёткое распределение обязанностей существуют учебный, культурно-массовый, спортивный,  сектор печати, сектор здоровья.   Избираются в совет сроком на один год, заседания проводятся один раз в месяц и по необходимости. Представители ученического совета школы принимают активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, таких как:

«Первый звонок»;

 «День учителя» (самоуправление);

 «Новый год»;

«Неделя военно-патриотического воспитания к 23 февраля и 9 мая»;

 «8 марта» (самоуправление);

 «Последний звонок»;

 «День Защиты детей» и другие мероприятия;

районные  мероприятия, конкурсы, соревнования и т.д.

 

Ученическое самоуправление будет развиваться и успешно реализоваться лишь в том случае, когда развито классное самоуправление. Учащиеся, научившиеся организовать работу в классе, с удовольствием идут в совет старшеклассников, пытаясь реализовать себя на уровне школы.

 

Зам. директора по В.Р.  Матросова Л.И.